Рубрики
Без рубрики Родителям

Школьный старт

Подготовка к школе во многих семьях часто напоминает сборы в армию. Та же нервозная обстановка, бесконечные наставления, увещевания, нотации о правилах поведения в обществе и прочее. И все разговоры только об этом торжественном событии.

Психологически и родителям, и ребенку страшно, ведь начинается новый виток в его жизни. Худшее, что могут сделать родители – это поделиться своим страхом с ребенком, рассказывая ему не всегда безоблачные истории из школьного детства. Если дело обстоит именно так, то с психологической точки зрения мы имеем дело с феноменом, который называется «сопротивление». На самом деле, это вполне естественная реакция в ответ на некое вмешательство извне. Как же сделать так, чтобы минимизировать сопротивление, и, напротив, повысить мотивацию членов семьи в отношении школы, сформировав вполне реалистичные позитивные ожидания?

С чем связано сопротивление родителей? Возможно, школьные годы их жизни были не лучшими, но  тем самым они подсознательно переносят эти негативные установки на детей. Также родители могут быть настолько озабочены своими личными проблемами, связанными с финансами, здоровьем или отношениями, что им просто бывает не до детей. Наконец, родители настолько остро переживают переход ребенка в школу, что отождествляют себя с ним, все его проблемы и заботы принимают как свои; постоянно употребляют слово «мы», вместо «я» и «моя дочь (мой сын)». Подобное психологическое состояние родителей также не способствует формированию позитивного отношения ребенка к школе.

Давайте попробуем остановиться на тех моментах жизни семьи, которые помогут снизить тревожность всех ее членов и увеличить позитивные ожидания в отношении школы.

С самого начала родителям необходимо осознать, что ответственность за приход в школу, домашние задания и другие дела, связанные с подготовкой к школе, лежит на детях, а не на родителях. Естественно, что взрослые помогают своим детям в выполнении каких-то заданий, но роль у них – второстепенная, подкрепляющая. Если родители с этим согласятся, то у ребенка сразу возникнет больше шансов на успех, чему будет способствовать вырабатываемая ответственность.
Первоклассник вполне способен самостоятельно встать, выбрать одежду, одеться, заправить кровать и сесть в назначенное время за стол к завтраку. Также ребенок школьного возраста вполне может запомнить, что ему нужно взять с собой в школу без лишних подсказок. В качестве подсказки на входной двери (или двери его комнаты) можно вывесить список необходимых для школы вещей.

Одна из самых непростых, тревожных и страшащих первоклассника ситуаций – это выполнение домашних заданий. Ведь именно в этой деятельности у ребенка начинает формироваться устойчивая самооценка в отношении успешности вообще и успеваемости в частности, развивается ответственность. Как же вести себя родителям, которым так хочется, чтобы их ребенок был лучшим из лучших и самым-самым? Самое полезное, что могут сделать родители для ребенка перед началом первого учебного года, – это совместно (подчеркиваем, совместно) с будущим первоклассником организовать его рабочее место, затем помочь с первыми домашними заданиями – в том, как спланировать время на их выполнение, какая последовательность действий необходима при их выполнении. Хорошо бы, чтобы рабочее место вашего ребенка находилось подальше от телевизора. С компьютером вопрос более сложный, поскольку иногда требуется прибегать к его помощи. Что касается непосредственного выполнения домашних заданий, то ответственность родителя в основном заключается в том, чтобы показать, как делать; что-то сделать вместе; ответить на возникшие вопросы. Ни в коем случае не следует выполнять задание за ребенка.

Не ждите, что ваш ребенок постоянно будет получать удовольствие от школы. Иногда он будет приходить домой мрачный, расстроенный. Порой ему вовсе не захочется в школу, и он предпочтет «заболеть», шмыгая носом и постоянно меряя температуру – хоть денечек, но на полном основании пропустить школу. На самом деле, подобные желания возникают практически у каждого школьника. Это вполне естественные потребности. Главное, чтобы они не возникали слишком часто. Взрослые тоже не все и не всегда испытывают горячую любовь к своей работе, и это нормально.
Когда у ребенка возникают проблемы в школе, их необходимо проговорить дома. Если же вам кажется, что с какими-то ситуациями ребенок не может справиться самостоятельно, тогда лучше вмешаться и поговорить с классным руководителем о том, что происходит.

И последнее, на что сегодня хотелось бы обратить особое внимание: не перекладывайте на школу ответственность за воспитание ваших детей. Увы, педагоги часто слышат от родителей фразы типа: «Вас учили, как воспитывать детей, а мы люди неграмотные в этом плане, вот вы и воспитывайте». На самом деле, школа может и должна обучить общим учебным действиям, привить основные умения и навыки в различных областях знаний. Но именно родители в наибольшей мере могут помочь своему ребенку, чтобы он захотел учиться, приобретать разнообразный познавательный опыт, как в школе, так и за ее пределами. Очень важно в первые дни и месяцы обучения ребенка в школе создать дома такую обстановку, когда все члены семьи интересуются тем, что происходит у первоклассника в школе, с удовольствием слушают выученные стихи и сами делятся своими воспоминаниями (лучше смешными, в меньшей степени – поучительными) о том, как они сами начинали учиться.

По материалам статьи Н.О. Зиновьевой